Причины несчастного случая при работе крана вблизи ЛЭП

Известно, что при соприкосновении металлоконструкций или канатов автокрана с проводами линии электропередачи возникает опасность поражения людей электрическим током. Анализ травматизма показывает, что большое количество несчастных случаев происходит вследствие поражения людей электрическим током при работе автокранов вблизи линий электропередачи. Имели место случаи поражения рабочих током даже тогда, когда стрела автокрана не коснулась провода линии электропередачи, но находилась на недопустимо близком расстоянии от него (0,5-1,2 м), или же когда человек находился на определенном расстоянии от автокрана, так как в этом случае действует шаговое напряжение. При производстве работ автокранами вблизи ЛЭП должны строго соблюдаться требования Правил, нарядов-допусков, приказов по организации работ и других указаний.

Разрешается ли установка и работа крана под линией электропередач?

Установка и работа крана под линией электропередач любого напряжения запрещается.

Всегда ли запрещается установка и работа крана под линией электропередач?

Всегда, за исключением случаев работы под проводами городского транспорта, где работа под неотключенными контактными проводами может производиться; при этом расстояний от высшей точки стрелы до проводов должно быть не менее 1 м; чтобы крановщик не мог случайно это расстояние уменьшить, следует установить надежный упор, который не позволит приблизить стрелу к контактным проводам на расстояние менее 1 м.

Установка автокрана (рис. 47) и производство работ вблизи линии электропередачи по наряду-допуску могут быть разрешены при условии, что расстояние по воздуху от подъемной или выдвижной части крана (L),

Аренда автокрана Рис. 47. Установка автокрана вблизи ЛЭП:

  • 1- ЛЭП;
  • 2 — стрела автокрана;
  • L — безопасное расстояние от провода ЛЭП до стропа (груза)

а также от поднимаемого груза в любом их положении (при наибольшем подъеме или вылете стрелы) до ближайшего провода линии, находящегося под напряжением, составляет при напряжении

  • от 1 до 20 кВ — не менее 2 м,
  • от 20 до 35 — не менее 2,5 м,
  • от 35 до 110 кВ — не менее 3 м,
  • от 110 до 220 кВ не менее 4 м,
  • от 220 до 400 кВ — не менее 5 м,
  • от 400 до 750 кВ — не менее 9 м,
  • от 750 до 1150 — не менее 10 м (согласно СНиП 12-03-2001 «Безопасность груза в строительстве». Ч. 1. Общие требования).

В случае производственной необходимости, если невозможно выдержать указанное расстояние, работа краном в запретной зоне может производиться при отключенной линии электропередачи, для чего лицо, подписывающее наряд-допуск, дает владельцу линии письменную заявку на отключение с указанием времени отключения и, получив письменное разрешение (линия отключена), выдает наряд-допуск на производство работ.

Наряд-допуск должен выдаваться крановщику на руки перед началом работы.

В наряде-допуске следует указывать

  • наименование организации, производящей работы,
  • должность,
  • имя и отчество ответственного лица,
  • адрес и наименование объекта,
  • напряжение в линии электропередачи,
  • наименование организации — владельца линии,
  • номер и дату разрешения владельца линии на производство работ в охранной зоне, а также краткое содержание условий производства работ,
  • допустимое расстояние по горизонтали между ближайшим проводом и крайней точкой крана — манипулятора,
  • фамилию, имя и отчество инструктируемого,
  • номер его удостоверения,
  • краткое содержание инструктажа о порядке работы вблизи линии электропередачи,
  • подпись проходившего инструктаж,
  • подпись лица, ответственного за производство работ кранами, проводившего инструктаж,
  • наименование грузоподъемных механизмов (тип, регистрационный номер, максимальный и минимальный вылеты в метрах),
  • вид выполняемых работ,
  • время начала и окончания работ.

Продолжительность действия наряда-допуска следует указывать на все время выполнения работ вблизи линии электропередачи, но не более чем на 1 месяц. Для продолжения работ по истечении срока наряд-допуск должен быть переоформлен.

Крановщикам запрещается самовольная установка крана для работы вблизи линии электропередачи, о чем делается запись в путевом листе.

Работа автокрана вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ автокранами, которое также должно указать крановщику место установки автокрана, обеспечить выполнение предусмотренных зарядом-допуском условий работы и произвести запись в вахтенном журнале о разрешении работы.

Крановщикам запрещается:

  • устанавливать кран вблизи проводов воздушной линии электропередачи без наряда-допуска и в отсутствие лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;
  • пускать кран в работу, если ответственный за безопасное производство работ не проверил место установки крана или не сделал в вахтенном журнале запись «Установку крана на указанном мною месте проверил. Работу разрешаю«. Такая запись должна быть сделана до подъема стрелы автокрана в рабочее положение.

В приложении 19 приведен образец наряда-допуска на производство работ краном вблизи воздушной линии электропередачи на заказ автокрана 25 тонн на участке «Москва-Подольск».

Наряд-допуск по форме, установленной Правилами, в обязательном порядке должен выдаваться крановщику независимо от вида выполняемой работы и условий производства (завод, порт, база, склад или аренда автокрана в Подольске и т. п.).

Наряд-допуск на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов по СНиП 12-03-2001 выдается руководителю работ на строительстве.

Если производство работ стреловыми кранами будет осуществляться на строительстве вблизи линии электропередачи, можно использовать две формы заказ наряд-допуск автокрана одновременно (один наряд-допуск должен находиться у крановщика, другой  у руководителя работами на строительстве).

Для организации безопасного производства работ автокранами вблизи ЛЭП владелец крана и эксплуатирующие краны организации должны издавать приказы. В качестве примера в приложении 22 приведены форма и порядок оформления заявки на выделение автокрана в аренду г. Подольск «Управление механизации».

При эксплуатации стреловых кранов на участках работ из-за нарушений установленных требований безопасности имели место несчастные случаи со смертельным исходом, в т. ч. групповые.

 

Установка и работа автокрана под проводами ЛЭП 10 кВ

Для погрузочно-разгрузочных работ заказали автокран в аренду в Подольске 25 тонн КС-6478. В нарушение правил автокран был установлен под проводами линии электропередачи напряжением 10 кВ. При подъеме стрелы произошло касание стреловым канатом провода ЛЭП. Крановщик увидел, что ответственный за безопасное производство работ, устанавливающий кран на выносные опоры, поражен током, выпрыгнул из кабины, стал осматривать пострадавшего и сам получил смертельную электротравму.

 

Кран был установлен так, что оголовок стрелы оказался под проводами линии электропередачи

На площадке складирования железобетонных изделий для погрузки строительных деталей на автомашину арендовали мини — авто кран  грузоподъёмностью 5 т. Над площадкой проложена воздушная линия электропередачи напряжением 10кВ. Кран был установлен так, что оголовок стрелы оказался под проводами линии электропередачи. При нахождении крановщика в кабине управления стропальщики приступили к установке крана на выносные опоры.

Крановщик не убедился в надежности установки крана на опоры и отсутствии стропальщиков вблизи крана и включил механизм подъема стрелы. В результате стрела коснулась провода ЛЭП и стропальщик был травмирован электротоком.

Расследованием установлено, что основными причинами смертельного несчастного случая являются нарушения требований промышленной безопасности, в частности:

  • установка и работа крана под проводами ЛЭП 10 кВ;
  • производство работ без наряда-допуска;
  • нахождение крановщика в кабине управления при установке крана на выносные опоры;
  • ведение работ в отсутствие лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;
  • в ОАО УС-620 не осуществляется на должном уровне производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • нарушается порядок выделения и направления автомобильных кранов по заявкам заказ установленной формы;
  • на опасных производственных объектах отсутствуют необходимые нормативные документы.

 

Крановщик установил кран непосредственно под проводами ЛЭП

На строительстве линии электропередачи (ЛЭП) в момент подъема железобетонной опоры автомобильным краном КС-35714 был травмирован рабочий. По заданию лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, бригада рабочих электромонтажников должна была погрузить автокраном железобетонные стойки опор ЛЭП на автомашину. Установив кран непосредственно под проводами действующей ЛЭП напряжением 10 кВ, крановщик и группа рабочих начали готовить кран к подъему груза. Крановщик, находясь в кабине, включил механизм подъема стрелы, а рабочие доставали стропы из ящика и устанавливали выносные опоры крана. В момент подъема стрелы стреловой канат коснулся провода ЛЭП и рабочий, державшийся рукой за металлоконструкцию крана, был поражен электрическим током. Причиной несчастного случая явилось поражение электрическим током в результате многочисленных нарушений правил безопасности и установленного порядка работ кранов вблизи ЛЭП. Лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами, не было обеспечено выполнение крановщиком и электромонтажниками требований производственных инструкций. Установка крана на месте производства работ не была проверена. Работа автокрана непосредственно под проводами действующей ЛЭП производилась без отключения и разрешения на то владельца ЛЭП, без оформления наряда-допуска и проведения инструктажа рабочих. В нарушение производственной инструкции крановщик установил кран непосредственно под проводами ЛЭП, несмотря на наличие записи в путевом листе:

  • «Запрещается работать под линией электропередачи».

Не получив от мастера наряда-допуска и находясь в кабине, крановщик включил кран в работу при установке рабочими выносных опор крана.

Пример

На строительство дробильно-сортировочной фабрики прибыла автомашина с металлоконструкциями. Мастер (лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами) дал указание рабочим и крановщику разгрузить автомашину, а сам уехал на другой объект. Крановщик в нарушение инструкции и требований правил безопасности установил автомобильный кран Ивановец КС-35715 на площадке, которая с одной стороны была ограничена откосом котлована, с другой  проходящей вдоль дороги линией электропередачи напряжением 35 кВ. Не получив наряда-допуска и письменного распоряжения мастера, крановщик приступил к разгрузке автомашины. Когда металлоконструкции были выгружены и автомашина отъехала, крановщик, находясь в кабине, стал поворачивать стрелу в сторону линии электропередачи, не предупредив рабочих об опасности. В это время стропальщик снимал переднюю опору крана, а двое подсобных рабочих держали руками стропы, висящие на крюке крана. Стрела крана еще не дошла до провода линии электропередачи, как произошел электрический разряд. Стропальщик и двое рабочих были смертельно травмированы. Крановщик услышал крики рабочих и моментально отвел стрелу от проводов линии электропередачи.

Комментарии Вконтакте: